19.08.2011

19 августа, в день празднования Преображения Господня, Преосвященнейший Севастиан, епископ Карагандинский и Шахтинский, совершил Божественную Литургию в Свято-Преображенском храме поселка Топар. Для этого прихода праздник Преображения Господня является престольным. Его Преосвященству сослужили настоятель храма игумен Лев (Колесников), благочинный Абайского округа протоиерей Александр Угольков, диакон Сергий Лубневский. За малым входом указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла настоятель храма игумен Лев был награжден правом ношения палицы.
Этот праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Желая облегчить скорбь учеников, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).
Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32). Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5: 17). Так говорил Спаситель, проповедуя. И в подтверждение этих слов пришли к нему двое самых славных сынов Ветхого Завета. В лице Моисея Христу поклонился закон. В лице Илии с Ним беседовали пророки. Оба они своим явлением показали, что Христос – податель закона и исполнение пророчеств.
Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5). При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Сойдя с горы, Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день, дабы никто не соблазнился, увидев Его уничиженным на кресте, хотя тому и надлежало случиться для спасения мира.
Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывает кондак этого дня: «…да егда Тя узрят распинаема».
Вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.
Освящение плодов на Преображение Господне. На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в наш мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. С течением времени праздник Преображения Господня даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.
По завершении богослужения епископ Севастиан обратился к прихожанам со словом наставления, в котором сказал, что Господь, Преобразившись перед Своими учениками, приоткрыл им тайну, что, помимо привычного нам материального мира, существует мир духовный. И что тот Свет, явленный в Преображении Господнем, та слава мира духовного затмевается нашей греховностью. Но здесь на земле мы имеем великое утешение, залог света духовного мира – Святую Церковь. Церковь, где мы, в меру своего духовного возраста, можем воспринимать благодать Божию, неизреченный свет, радость духовного мира, через участие в Таинствах, подвизаясь в усердной молитве, говении, особенно сейчас, во время Успенского поста. Преосвященнейший Владыка призвал всех быть соучастниками тайны Божией, свидетельствуя это своими добрыми делами, стремлением к Богу, поставив Его на первое место в нашей жизни, стараясь исправить прежде своего внутреннего человека, свою душу, а не следовать внешним предписаниям. Потому что, в конце концов, нам будет нужно только одно – спасение души, которое должно совершаться нами внимательнейшим образом, со страхом навсегда потерять тот Божественный Свет, который являет нам сегодня Всемилостивый Господь наш Иисус Христос.

Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11 Архиерейское богослужение 19.08.11