06.01.2020

Христос на земли – возноситеся.
Ирмос 1 песни канона

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Христос рождается, славите!

Поздравляю вас со всерадостным праздником Рождества Христова. В день рождения Источника Жизни, дарующего нам Вечную Жизнь, нет места печали и скорби. «Никто не отлучен от соучастия в этом ликовании, ведь повод к радости общий для всех. Господь наш, ниспровергатель греха и смерти, не отыскав хотя бы одного безвинного, пришел, дабы всех сделать свободными. Пусть же ликует святой, ибо приближается к славе. Пусть радуется грешник, ибо даруется ему прощение».(Святитель Лев Великий, Слово I на Рождество Христово).Сотворившего Небо и землю, Того, Кто выше бытия, рождает ныне Дева! Не может ум человеческий понять тайну Боговоплощения: как Дева может родить Бога Нерожденнаго! Это есть «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим.3:16). Как поясняет святитель Лев Великий: «Если бы Он не был Бог истинный, то не даровал бы нам искупления, а если бы не был человек истинный, то не преподал бы нам примера».Святитель Афанасий Великий, рассуждая о сотворении человека, говорит, что «человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен», но «по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремлением к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление и пребыл бы нетленным». То есть источником Вечной Жизни и блаженства для человека является только Бог, и, если человек «устремляется умом» своим к чему-либо, кроме Бога, он становится тленным или смертным. Именно это произошло с нашим праотцом Адамом. Святитель Игнатий Брянчанинов, говоря о грехопадении наших прародителей, так истолковывает его: «Не оставили ли они в раю созерцание Творца, не предались ли созерцанию твари и своего собственного изящества? Прекрасно созерцание себя и твари, но в Боге и из Бога; с устранением Бога оно гибельно, ведет к превозношению и самомнению».

И хотя человек отвернул свой взор от Бога, Господь не отвернулся от человека. В древности «многочастне и многообразне» Он говорил с людьми через пророков, сохранял их, заботливо ограждая спасительными заповедями Закона. И вот сейчас, в Рождестве Своем, пришел к нам Сам. Потому что если бы грехопадение ограничилось только прегрешением человека, то для возвращения к Богу было бы достаточно покаяния, но за прегрешением последовало тление, выйти из которого без всемогущей силы Божией человек не мог. Бог знал, «что тление не иначе могло быть прекращено в людях, как только непременною смертию; умереть же Слову, как бессмертному и Отчему Сыну, было невозможно» (Святитель Афанасий Великий). Для того и принял Бог на себя человеческое тело, чтобы, взяв на себя греховное тление всего человечества, умереть за нас. Но при этом, будучи по Своей Божественной природе нетленным, прекращает тление человечества «благодатию воскресения» (Святитель Афанасий Великий).

Именно об этом благовестие, которое слышат пастыри от ангелов. И спешат поклониться Тому, через Рождество Которого наступает на «земле мир и в человецех благоволение». И тем самым научают и нас кланяться Богу, спасающему нас.

И если в этот день даже земля вертеп Неприступному приносит в дар, что мы, люди, можем подарить Христу? Ответ прост: то, ради чего Он пришел в мир - нас самих, всю нашу жизнь мы должны предать Богу. «Осознай, о христианин, звание свое, - восклицает святитель Лев Великий, -  и, соделавшись причастником Божественного естества (2 Пет.1,4), недостойным образом жизни не возвращайся к ветхой ничтожности!»

Мы живем в мире, в котором все меньше людей готовы свою жизнь посвятить Богу. Да что говорить обо всем мире? Даже мы, православные христиане, перестаем быть солью земли! Еще недавно, в трудные для Русской Церкви времена безбожных гонений, наша земля явила множество настоящих подвижников благочестия. Невзирая на преследования, на постоянную угрозу потерять не только свободу, но и жизнь, они не оставляли храм. Шли на богослужения, преодолевая десятки километров, днем трудились на тяжелых работах, а ночью стояли на службе. Сегодня же многие не могут найти в себе сил встать утром в воскресенье, чтобы поехать на богослужение, некоторые на всенощном бдении стоят только до полиелея, а потом спешат домой, пропуская самое главное смысловое молитвословие вечернего богослужения - праздничный канон. И уже сейчас мы видим последствия такого оскудения веры - наша молодежь, не видя примера благочестия, не ощущая истинной благодати, которая всегда является плодом духовного труда, совершаемого со смирением и послушанием, уходит из храмов. И именно поэтому нашим даром Богомладенцу Христу может стать наша жизнь, преображенная в свете Евангельской Истины, видя которую, каждый человек сам захотел бы прожить так же.

Дорогие отцы, братья и сестры!

В день святого Христова Рождества желаю вам тишины и радости в душе, любви и согласия в семьях, благополучия и мира в нашей стране и во всем мире, а больше всего, чтобы, прожив здесь на земле во всяком благополучии и чистоте, мы все сподобились оказаться у ног Того, Кого сегодня воспевают ангелы, прославляют пастыри, Кому кланяются волхвы - Богомладенца Иисуса, рождшегося в Вифлееме, Емуже слава во веки веков! Аминь!
 

СЕВАСТИАН
епископ Карагандинский и Шахтинский.

Рождество Христово,2019/2020 гг.
Город Караганда.